Мошенничество на финансовом рынке
Если вы потеряли банковскую карту:
- Заблокируйте карту. Позвоните по телефону горячей линии, указанному на официальном сайте банка. Заблокировать карту можно и самостоятельно через мобильное приложение или в интернет-банке. Или же в отделении банка.
- Если мошенники успели перевести деньги, то опротестуйте операцию в отделении банка. Уточните по телефону горячей линии, возможно ли подать заявление онлайн. Но сделать это нужно не позднее следующего дня после списания денег. При этом вам вернут похищенные средства, если вы не сообщали личные данные по карте: коды подтверждения, pin-код, код на обратной стороне карты.
- Закажите в банке новую карту.
Чтобы защитить деньги на карте от мошенников, всегда соблюдайте правила:
- Контролируйте операции по счету. Для получения сведений по счету в режиме онлайн подключите услугу sms-информирования или push-уведомления (в мобильном приложении банка).
- Не храните крупные суммы на карте. А лучше для оплаты товаров и услуг заведите вторую карту, не связанную с зарплатой, пенсией или стипендией.
- Никому не сообщайте pin-код, CVC-/CVV-код (три цифры на обратной стороне карты), коды подтверждения из sms. Если эти данные попадут мошенникам, то карту придется блокировать и перевыпускать новую. Другие данные также не стоит афишировать.
- Не позволяйте продавцам уносить карту из поля зрения.
- Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала или банкомата, когда вводите пароль.
- Заходите только на проверенные сайты.
- Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказ в проведении операции или других проблемах с картой. Звоните только официальному номеру телефона в банк.
Финансовые пирамиды — это мошенничество. Действуют финансовые пирамиды стремительно: агрессивная реклама, обещание больших гарантированных доходов, сбор денег с тех, кто верит в чудо, и на этом…все.
Чтобы не стать жертвой финансовой пирамиды:
- Соберите всю возможную информацию о компании.
- Внимательно изучите документы.
- Запомните: на финансовых пирамидах заработать нельзя!
Куда обращаться
Если вы считаете, что банк, МФО, негосударственный пенсионный фонд, страховая или брокерская компания нарушили ваши права, обращайтесь в Банк России. Банк России контролирует все финансовые организации, а также акционерные общества.Жалобу/обращение можно направить через интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru. Бесплатный телефон контактного центра Банка 8-800-300-3000, для звонков с мобильных телефонов:300 (круглосуточно).
Если у вас есть информация, что организация занимается возможной нелегальной деятельностью, сообщите в Банк России. На сайте www.cbr.ru в разделе «контактная информация» выберите анонимное информирование.
По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг потребителям можно звонить по телефону круглосуточной «горячей линии» Роспотребнадзора 8-800-300-46-24, 8-800-555-49-43.
Денежные споры между людьми и финансовыми организациями до суда решает финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный. По закону компании обязаны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда. В законе прописаны даты, начиная с которых разные компании будут обязаны исполнять решения омбудсмена:
- с 1 июня 2019 года – страховые компании, но претензии могут касаться только ОСАГО, ДСАГО и КАСКО;
- с 28 ноября 2019 года – страховые компании по всем остальным видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования;
- с 1 января 2020 года – микрофинансовые организации (МФО);
- с 1 января 2021 года – банки, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), ломбарды и кредитные потребительские кооперативы (КПК).
Более подробная информация о работе финансового омбудсмена в статье «Финансовый омбудсмен: зачем он нужен и когда к нему обращаться» на сайте www.fincult.info.