Профориентационная работа в МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»
Слайд 1
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Слайд 2
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Слайд 3
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Слайд 4
Цели:
- оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы кооперации основного уровня школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Слайд 5
Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. е. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Слайд 6
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы содержания профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Слайд 7
Решение задач профориентации в МБОУ «Усть-Сосновская ООШ» осуществляется через различные виды деятельности уч-ся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой, общественно-полезном труде).
Слайд 8
С этой целью ежегодно составляются школьные и классные планы воспитательной работы, в которые включаются мероприятия по профориентации. Ответственным за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. В нашей школе профориентационную работу с родителями и учащимися в основном проводят классные руководители. Помощь в организации этого блока работы также оказывает преподаватель-организатор ОБЖ, учитель “Технологии”. Школа поддерживает контакты с предприятиями, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями.
Слайд 9
Работа в школе проходит в три этапа, т. к. наша школа является основной. В соответствии с этими этапами выбираются формы и методы работы.
В начальной школе необходимо сформировать у младших школьников ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развить интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Слайд 10
Педагогами выбираются соответствующие формы работы:
- экскурсии на производства, объекты соцкультбыта,
- проектные работы,
- конкурсы сочинений, рисунков,
- тематические классные часы,
- игры, конкурсы юных умельцев,
- работа с портфолио,
- общественно-полезный труд.
Слайд 11
В 5-7 классах необходимо развить у школьников личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, сформировать представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”). Дать возможность приобрести первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Слайд 12
На этом этапе используются следующие формы работы:
- Классные часы;
- Встречи с представителями разных профессий;
- Проектная деятельность;
- Конкурсы газет, сочинений, буклетов;
- Общественно-полезный труд.
Слайд 13
В 8-9 классах идет уточнение образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Проводится групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе учебного заведения, в котором ребята продолжат свое обучение.
Слайд 14
Здесь уместны такие формы работы, как:
- Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, составление алгоритма: как проводить поиск работы, получить информацию о вакансиях и т.п.).
- классные часы,
- встречи с представителями учебных заведений,
- вечера встреч с выпускниками,
- экскурсии в учебные заведения,
- индивидуальные и групповые консультации,
- дни самоуправления,
- проектная деятельность,
- общественно-полезный труд.
Слайды 15,16
Конечно, немаловажную роль играет работа с родителями, особенно с родителями выпускников. Ежегодно на родительских собраниях администрация предоставляет информацию о возможных направлениях обучения выпускников. Родители учеников 8-9 классов приглашаются на встречи с представителями учебных профессиональных заведений, им предоставляются данные профориентационного исследования их ребенка, проводятся индивидуальные консультации.
Слайд 17
Такая работа дает свои результаты. Ежегодно наши выпускники поступают в средние профессиональные учебные заведения:
2013 -2014 учебный год – 91 % поступивших (один был призван в армию);
2014- 2015 учебный год – 100% поступивших;
2015 – 2016 учебный год – 94% поступивших (одна ученица продолжила обучение в средней школе).
Нами были проведены наблюдения предпочтений ребят при поступлении и сделаны выводы. Ежегодно наши выпускники поступают на среднетехнический факультет КемТИППа. Его представители на протяжении трех лет приезжают к нам в школу и рассказывают о своем учебном заведении.
Три года подряд наши выпускницы поступают в медицинский колледж, 5 лет – в педагогический колледж. С этими девочками мы вели планомерную целенаправленную индивидуальную работу, рассказывали им о преимуществах педагогических и медицинских профессий.
В прошлом учебном году мы с учениками выезжали на экскурсию по средним профессиональным учебным заведениям. Из 18 выпускников на экскурсии присутствовали 12. Из них 50%, выбрали те учебные заведения, которые мы посещали.
Слайд 18