МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

Поиск
Close this search box.

Профориентационная работа в МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

Профориентационная работа в МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

Слайд 1

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Слайд 2

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Слайд 3

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Слайд 4

Цели:

  • оказать профориентационную  поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • выработка гибкой системы кооперации основного уровня школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Слайд 5

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. е. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект — это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Слайд 6

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы содержания профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Слайд 7

Решение задач профориентации в МБОУ «Усть-Сосновская ООШ» осуществляется через различные виды деятельности уч-ся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой, общественно-полезном труде).

Слайд 8

С этой целью ежегодно составляются школьные и классные планы воспитательной  работы, в которые включаются мероприятия по профориентации. Ответственным за профориентационную работу в школе является заместитель директора по воспитательной работе. В нашей школе  профориентационную  работу с родителями и учащимися в основном  проводят классные руководители. Помощь в организации этого блока работы также оказывает преподаватель-организатор ОБЖ, учитель “Технологии”. Школа поддерживает  контакты с  предприятиями, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями.

Слайд 9

Работа в школе проходит в три этапа, т. к. наша школа является основной. В соответствии с этими этапами выбираются формы и методы работы.

В начальной школе необходимо сформировать у младших школьников ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и   общества, развить интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

 

Слайд 10

Педагогами выбираются соответствующие формы работы:

  • экскурсии на производства, объекты соцкультбыта,
  • проектные работы,
  •  конкурсы сочинений, рисунков,
  • тематические классные часы,
  • игры, конкурсы   юных умельцев,
  • работа с портфолио,
  • общественно-полезный труд.

Слайд 11

 

В 5-7 классах необходимо развить у школьников личностный  смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, сформировать представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”).  Дать возможность приобрести первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

 

Слайд 12

На этом этапе используются следующие формы работы:

  • Классные часы;
  • Встречи с представителями разных профессий;
  • Проектная  деятельность;
  • Конкурсы газет, сочинений, буклетов;
  • Общественно-полезный труд.

Слайд 13

 

В 8-9 классах идет уточнение образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Проводится групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе учебного заведения, в котором ребята продолжат свое обучение.

Слайд 14

Здесь уместны такие формы работы,  как:

  • Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, составление алгоритма: как проводить поиск работы, получить информацию о вакансиях и т.п.).
  •  классные часы,
  •  встречи с представителями учебных заведений,
  • вечера встреч с выпускниками,
  • экскурсии в учебные заведения,
  • индивидуальные и групповые консультации,
  •  дни самоуправления,
  • проектная  деятельность,
  • общественно-полезный труд.

Слайды 15,16

 

Конечно,  немаловажную роль играет работа с родителями, особенно с родителями выпускников. Ежегодно на родительских собраниях администрация предоставляет информацию о возможных направлениях обучения выпускников. Родители учеников 8-9 классов приглашаются на встречи с представителями учебных профессиональных заведений, им предоставляются данные профориентационного исследования их ребенка, проводятся индивидуальные консультации.

Слайд 17

Такая работа дает  свои результаты. Ежегодно наши выпускники поступают в средние профессиональные учебные заведения:

2013 -2014 учебный год – 91 % поступивших (один был призван в армию);

2014- 2015 учебный год – 100% поступивших;

2015 – 2016 учебный год – 94% поступивших (одна ученица продолжила обучение в средней школе).

Нами были проведены наблюдения  предпочтений ребят при поступлении и сделаны выводы. Ежегодно наши выпускники поступают на среднетехнический факультет КемТИППа. Его представители на протяжении трех лет приезжают к нам в школу и рассказывают о своем учебном заведении.

Три года подряд наши выпускницы поступают в медицинский колледж, 5 лет – в педагогический колледж.  С этими девочками мы вели планомерную целенаправленную индивидуальную работу, рассказывали им о преимуществах педагогических и медицинских профессий.

В прошлом учебном году мы с учениками выезжали на экскурсию по средним профессиональным учебным заведениям. Из 18 выпускников на экскурсии присутствовали 12. Из них 50%,  выбрали те учебные заведения, которые мы посещали.

 

Слайд 18

Ссылка

Дата обновления страницы: 02.04.2019
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122